«Повесть о жизни» Г.К. Паустовского является вершиной его творческой биографии, наиболее полным воплощением его художественного мировоззрения и принципов работы над словом. По сути, это дело всей его жизни. Она состоит из шести книг: «Далекие годы» (1946), «Беспокойная юность» (1955), «Начало неведомого века» (1957), «Время больших ожиданий» (1958), «Бросок на юг» (1959-1960), «Книга скитаний» (1963). Перед нами проходит жизнь писателя с1909 по 1934 год, то есть по существу более трети всей его плодотворной творческой работы.
«Повесть о жизни» построена, можно сказать, по законам драматургии. Первая книга («Далекие годы») является как бы введением к повествованию. Во второй («Беспокойная юность») действие развивается. В третьей и четвертой («Начало неведомого века» и «Время больших ожиданий») события достигают наибольшего напряжения, а в пятой («Бросок на юг») ощущается некоторая разрядка. Шестая — «Книга скитаний» не была завершающей повестью. Писатель намеревался продолжить повествование до пятидесятых годов, однако смерть не позволила сделать этого. Это не обычное литературное произведение, это представленная в событиях, лицах, звуках и красках жизнь страны на протяжении нескольких десятилетий, это прославление жизни и радостей бытия, это страстная исповедь человека, родившегося с душой отзывчивой, легкоранимой, открытой для всего прекрасного в мире, а принужденного жить среди людей равнодушных, корыстолюбивых и подчас жестоких. В широком и разножанровом повествовании за внешним экзотическим фоном, калейдоскопом разномасштабных событий и встреч мы ощущаем развитие своеобразной личности художника. Мы видим и чувствуем неповторимое переплетение личного и общественного, формирование мировоззрения писателя, преодоление им «книжной» романтики и поиск путей сближения с жизнью. «Повесть о жизни» создана писателем в годы его творческой зрелости. Одно из основных достоинств повести в том, что она зовет читателя к разумной, творческой жизни, к справедливости и правде. Она утверждает чистую и возвышенную любовь к прекрасному в людях и во всем, что их окружает . В творчестве Паустовского значительное место занимает тема человека и природы, человека и общества. В мироощущении Паустовского природа никогда не была предметом только любования или отдыха. Природа была для Паустовского одним из источников глубинного познания русского языка. Если попытаться разобраться в слагаемых живописной прозы Паустовского, то можно увидеть ее составные части: свет, цвет, звуки, запахи. Но все-таки они будут мертвы без сердца и разума писателя, без его умения так нарисовать окружающий мир, так передать свое ощущение и настроение, чтобы душевное состояние автора и читателя пришли в полное соответствие друг с другом. Жанр автобиографической прозы предопределил и принципы работы над словом. Важную роль играет описательная сторона произведения, его изобразительно-выразительный аспект. Поэтому представляется, что, с точки зрения отбора языковых средств, большое значение для решения этой художественной задачи должны иметь лексические и синтаксические единицы, выражающие атрибутивные отношения, в том числе разного рода субстантивные определения.
Другие новости по теме: Время больших ожиданий | Константин ПаустовскийРомантики | Константин ПаустовскийРоль несогласованных субстантивных определений в «Повести о жизни» К.Г. Пау ...Субстантивные определения в повести Паустовского "О жизни"Тематическая характеристика определяемых слов – нарицательных и собст ... |