ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ: ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИИ » ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ: КНИЖНЫЕ ПОЛКИ, ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
КАРТА САЙТА
ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ | ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА » СПРАВОЧНИК ЮРИСТА » Статьи из журналов » ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ: ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИИ
    Меню сайта  
 

КАРТА САЙТА

открыть все | закрыть все

 
     

    Популярные статьи  
   
     

    Реклама  
 

QLE 120x240
 
     

    Самые просматриваемые статьи  
 



 
     

    Случайные статьи  
  » Убийство в Эй-Би-Эй | Айзек Азимов
» Я хочу сейчас | Кингсли Эмис
» Между жизнью и смертью | Андрей Воронин
» Страницы дипломатической истории | Валентин Бережк ...
» Реальность где-то рядом | Андрей Имранов
» GeForce 8600GTS – прорыв в среднем ценовом сегмент ...
» SPAMfighter 6.3.19
» Невоздушные замки Таисии Повалий
» Если бы Лист вел дневник | Янош Ханкиш
» JetFlash Recovery Tool v.1.0.7
» Кладоискатель и сокровище ас-Сабаха | Юрий Гаврюче ...
» Image Elements Tool Suite 1.08
» Тень власти | Поль Бертрам
» Воланд и Маргарита | Татьяна Поздняева
» Послания из вымышленного царства | Сборник
» TapiRex v1.5 Multilingual
» Дни между станциями | Стив Эриксон
» Imagelys Picture Styles 3.3.0
» Advanced JPEG Compressor 5.1
» Арендная плата по договору, которого не было
» Elby CloneDVD 2.9.1.7
» Мечта на поражение | Алексей Калугин
» Orion Network Performance Monitor SLX Edition v8.5 ...
» Война за океан | Николай Задорнов
» Нежность к ревущему зверю | Александр Бахвалов
» Web Copier Pro 4.5.1
» Portable Magic 3GP/iPod/PSP Video Converter 8.0.7. ...
» ID Unlocker 1.2
» Химические преобразователи солнечной энергии
» Download Accelerator Premium v8.6.6.2 FiNAL


{mainlink_code}
 
     


 
 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ: ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИИ

 

Анисимова Наталья Игоревна - аспирантка Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Проблемы, связанные с правовым регулированием и проведением выборов, а также с разграничением предметов ведения и полномочий в федеративном государстве, сами по себе являются весьма острыми. Если же они пересекаются, как, например, в вопросе о разграничении полномочий в сфере правового регулирования избирательного процесса, то в целях обеспечения соблюдения интересов сторон и демократических принципов чрезвычайно важно придерживаться продуманных подходов, учитывать динамику развития общественных отношений, связанных с выборами, и динамику развития законодательства.
Относительно выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы ФС РФ в Конституции РФ 1993 года, как известно, содержатся четкие предписания. Согласно ч. 4 ст. 81 и ч. 2 ст. 96 Конституции РФ, федеральные выборы в России регулируются федеральными законами. Российская Федерация успешно использует эти полномочия. В настоящий момент приняты и действуют Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" , на основе которых были проведены выборы депутатов нижней палаты федерального парламента и выборы Президента РФ.
--------------------------------
Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 21. Ст. 1919; Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 171.

Относительно правового регулирования выборов депутатов региональных парламентов в российской Конституции не содержится четких предписаний. В соответствии с п. "в" ст. 71 Конституции РФ "регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина" отнесены к ведению федерального законодателя. Согласно п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится "защита прав и свобод человека и гражданина", а согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 совместно с Российской Федерацией и субъектами РФ осуществляется "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления". Таким образом, о правовом регулировании региональных выборов Конституция РФ 1993 г. умалчивает.
В российской научной литературе высказывались самые разные точки зрения на эту проблему. С.Д. Князев полагает, что объем и содержание избирательных прав граждан на выборах всех уровней (а следовательно, и на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ) определяются и должны определяться Федерацией в рамках ее полномочий, установленных п. "в" ст. 71 Конституции РФ . Другие ученые считают, что принципы и нормы избирательного права следует включать в понятие "общие принципы организации системы органов государственной власти..." в соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ (например, Ю.А. Дмитриев , А.Е. Постников ). А.Н. Чертков полагает, что в Российской Федерации регулирование региональных выборов осуществляется в рамках п. "б" и п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции, т.е. в рамках осуществления совместной компетенции РФ и субъектов Российской Федерации . Высказывалась и точка зрения, согласно которой в сфере правового регулирования выборов действуют ст. 71, ст. 72 и ст. 73 Конституции РФ, т.е. выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ должны регулироваться как Федерацией, так и совместно Федерацией и российскими регионами, а также субъектами РФ самостоятельно .
--------------------------------
Князев С.Д. Выборы в субъектах Федерации: правовые акты и реалии // Журнал российского права. 1997. N 10. С. 44; Он же. Российское избирательное право: Учебник. Владивосток, 2001. С. 116.
Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2004. С. 275.
Постников А.Е. Актуальные направления развития избирательного законодательства // Журнал российского права. 2004. N 2. С. 4.
Чертков А.Н. Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов: проблемы конституционно-правового оформления // Государство и право. 2007. N 8. С. 30.
Алехичева А.В. Соотношение федерального и регионального регулирования форм прямой демократии в субъектах Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 4; Коробов В.В. Конституционно-правовое регулирование и проведение выборов в органы государственной власти в субъекте Российской Федерации: На материалах Калужской области: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 64 - 65 и др.

Конституционный Суд РФ также не сформулировал четкий ответ на вопрос относительно разграничения предметов ведения и полномочий в сфере избирательного права в России. И хотя в Постановлении КС РФ от 10 июля 1995 года N 9-П , а также в более поздних его решениях была выражена принципиальная позиция Суда, согласно которой законодательство о выборах в субъектах РФ не является предметом их исключительного ведения, но по вопросам о том, находится ли правовое регулирование региональных выборов в компетенции Российской Федерации или в совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, и о том, каковы конституционные основания для регулирования выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, общая позиция Суда непоследовательна и противоречива.
--------------------------------
Постановление КС РФ от 10 июля 1995 г. N 9-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 42 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики", в редакции от 26 августа 1994 г. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. N 4.

Так, в Постановлении от 24 ноября 1995 года N 14-П КС РФ признал, что "вопрос об обеспечении избирательных прав относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что предусмотрено статьей 72 (пункт "б" части 1) Конституции Российской Федерации". В Постановлении КС РФ от 21 июня 1996 года N 15-П также было указано: "Регулирование прав и свобод человека и гражданина Конституцией Российской Федерации отнесено к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "в"), а их защита - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "б" части 1). Одним из способов такой защиты является законодательное закрепление гарантий реализации гражданами их конституционных прав и свобод, осуществленное, в частности, в Федеральном законе от 6 декабря 1994 г. "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" .
--------------------------------
Постановление КС РФ от 24 ноября 1995 г. N 14-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 года "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4692.
Постановление КС РФ от 21 июня 1996 г. N 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 20 Закона Республики Башкортостан "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан // СЗ РФ. 1996. N 27. Ст. 3344.
Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. N 56-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 33. Ст. 3406.

Однако в Постановлении КС РФ от 24 июня 1997 г. N 9-П утверждалось, что указанный Федеральный закон был принят лишь "на основе полномочий, закрепленных в статье 71 (пункт "в") и статье 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации".
--------------------------------
Постановление КС РФ от 24 июня 1997 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положений статей 74 (часть первая) и 90 Конституции Республики Хакасия // СЗ РФ. 1997. N 26. Ст. 3145.

В ноябре 1998 г. в КС РФ поступил запрос Саратовской областной Думы, в котором содержалась просьба о признании Федерального закона 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" неконституционным, поскольку, по мнению заявителя, федеральный законодатель вышел за пределы предоставленных ему полномочий, урегулировав избирательные процедуры и правила организации выборов всех уровней слишком подробно. В Определении по этому делу КС РФ уже указал, что право Федерации осуществлять правовое регулирование выборов, в том числе выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, основывается и на норме п. "в" ст. 71 Конституции РФ и осуществляется в соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, а также п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.
--------------------------------
Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 38. Ст. 4339.
Определение КС РФ от 6 ноября 1998 г. N 151-О по запросу Саратовской областной Думы о проверке конституционности Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

В одном из недавних решений Суда, в Постановлении КС РФ от 22 января 2002 г. N 2-П , и вовсе утверждалось, что порядок формирования региональных парламентов в России "относится к общим принципам организации законодательных (представительных) органов государственной власти в Российской Федерации, составляет один из существенных элементов их статуса", поэтому "находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов" (ст. 72, п. "н" ч. 1).
--------------------------------
Постановление КС РФ от 22 января 2002 г. N 2-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 69, части второй статьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи 4 и пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" в связи с жалобой гражданина М.М. Салямова // СЗ РФ. 2002. N 6. Ст. 627.

В ныне действующей редакции Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав) провозглашается, что этим Федеральным законом "определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах" (п. 1 ст. 1); что федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов РФ могут устанавливаться гарантии избирательных прав граждан РФ, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом (п. 3 ст. 1). Однако, проанализировав объем и содержание Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, можно удостовериться в том, что, по крайней мере, в нынешней редакции он представляет собой нечто гораздо большее, чем перечень "основных гарантий" избирательных прав граждан . Он регулирует и принципы проведения выборов, в том числе выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, и сроки проведения выборов, дает перечень понятий, важных для избирательного права, определяет основные правила избирательного процесса и даже содержание заявления кандидата (п. 2 ст. 33). Иными словами, ни название данного Федерального закона, ни господствующее в юридической литературе понимание концепции всего механизма правового регулирования избирательных отношений с точки зрения основных гарантий избирательных прав граждан не отражают существующих реалий.
--------------------------------
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
Алехичева Л.Г. Конституционные основы соотношения федерального и регионального избирательного законодательства // Журнал российского права. 1999. N 9. С. 15; Выдрин И.В. Избирательное право Российской Федерации. М.: Норма, 2006. С. 107 и др.

Таким образом, в избирательном праве России налицо две весьма актуальные и важные в теоретическом отношении проблемы. Во-первых, в отсутствие четких предписаний в Конституции РФ и последовательного толкования КС РФ принятый подход к механизму распределения компетенции в сфере избирательного права в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав представляется небезупречным; ощущается необходимость более стройной логики в приведении конституционных оснований разграничения предметов ведения и полномочий в сфере правового регулирования региональных парламентских выборов в России. Во-вторых, указанный Федеральный закон сегодня перестал быть лишь "перечнем" основных гарантий избирательных прав граждан. Динамика развития общественных отношений и избирательного законодательства диктует необходимость новых подходов и разработок.
Возможно, более адекватными существующим реалиям могли бы стать следующие рассуждения. Следует признать, что региональные выборы должны, в первую очередь, регулироваться законами субъектов РФ, поскольку в ходе этих выборов формируются органы государственной власти самих регионов. Также такой подход позволит обеспечить учет специфики, национальных и иных особенностей субъектов РФ, многовариантность правового регулирования, что позитивно влияет на развитие системы избирательных отношений и избирательного законодательства в целом.
Однако в регулировании региональных парламентских выборов определенные интересы есть и у Российской Федерации, поскольку она отличается огромной территорией, субъектным, экономическим, национальным многообразием, как ни одно государство мира. В этом случае можно было бы говорить о федеральных избирательных стандартах для выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Основания для использования термина "стандарты" применительно к правовому регулированию избирательных отношений можно найти в международном праве . Также выражения "электоральные стандарты", "стандарты избирательного права", "избирательные стандарты" стали употребляться в последнее время и в научных работах российских ученых-конституционалистов .
--------------------------------
Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997; Он же. ООН и международные избирательные стандарты: некоторые аспекты становления и развития // Журнал российского права. 2005. N 10 и др.
Алехина И.С. Правовые избирательные стандарты Российской Федерации и их реализация в субъектах Российской Федерации: На примере Северо-Западного Федерального округа: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005; Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. 2006. N 6. С. 50; Слива А.Я. О конституционном судопроизводстве и стандартах избирательного права // Законодательство и экономика. 2005. N 6 и др.

Под федеральными стандартами для региональных парламентских выборов в Российской Федерации можно было бы понимать систему принципов и важнейших требований, касающихся порядка организации и проведения выборов органов публичной власти субъектов РФ, установленных на федеральном уровне в целях обеспечения прав и свобод граждан и политических партий, прав журналистов и СМИ в ходе избирательной кампании, а также обеспечения реализации международных обязательств Российской Федерации, целостного (единого) и демократического правопорядка на территории страны.
Федеральные стандарты-принципы (принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права, тайного голосования) устанавливаются в России в соответствии с п. "в" ст. 71 (как предмет ведения Российской Федерации), а также ст. 2 и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Данные принципы являются основополагающими для всяких демократических выборов, поэтому требуют особого закрепления на общефедеральном уровне.
Федеральные стандарты - важнейшие требования, касающиеся порядка организации и проведения региональных парламентских выборов в России, устанавливаются как нормы обязывающего и управомочивающего характера в рамках следующих конституционных оснований: ст. 1, ч. 2 ст. 4, ч. 1 и ч. 3 ст. 13, ч. 1 ст. 15, ст. 29, ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ. Хотелось бы отметить, что при этом непременно должен соблюдаться принцип соразмерности - федеральное "вмешательство" в правовое регулирование выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ не должно становиться полномасштабным. На федеральном уровне должны быть установлены лишь важнейшие правила, касающиеся избирательного права и процесса в субъектах РФ, которые необходимы для обеспечения прав и свобод граждан и политических партий, прав журналистов и СМИ в ходе избирательной кампании, демократии, единства правового пространства в России, что в нынешней редакции Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, к сожалению, не всегда соблюдается. Также при установлении федеральных стандартов для региональных парламентских выборов должны соблюдаться принципы достаточной необходимости федерального регулирования, сотрудничества Федерации и ее субъектов и их взаимной ответственности .
--------------------------------
См., напр.: Постановление КС РФ от 14 ноября 2005 г. N 10-П по делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4968.
См. также: Рябов Е.В. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации: историко-теоретический аспект. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. С. 23.

Субъектам РФ следует также осуществлять активное правовое регулирование выборов депутатов своих законодательных (представительных) органов власти в рамках совместной компетенции с Российской Федерацией. А.Н. Чертков в этой связи справедливо отметил, что законы субъектов РФ должны быть не столько дополнительным звеном, сколько "важным элементом самого механизма" правового регулирования . Не стоит, на наш взгляд, исключать и ст. 73 Конституции РФ как конституционное основание для правового регулирования некоторых вопросов, связанных с региональными парламентскими выборами, законами субъектов РФ, особенно с развитием общественных отношений.
--------------------------------
Чертков А.Н. Место и роль законов субъектов Российской Федерации в системе законодательного регулирования в сфере совместного ведения // Журнал российского права. 2005. N 5. С. 28.


{button_sps} [skazali]{lang_thanks}:
{thanks} [/skazali]

Другие новости по теме:
  • К ВОПРОСУ О ПОЛНОМОЧИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛО ...
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ
  • ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ...
  • ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦ ...
  • ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ИСКОННОЙ С ...
  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    Комментарии (0)   Распечатать
     
         
      Информация  

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

         
        Панель управления  
     
    Логин
    Пароль
     
     
         

        Календарь  
     
    «    Март 2011    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
     
         

        Архив  
      Декабрь 2008 (2)
    Ноябрь 2008 (301)
    Октябрь 2008 (213)
    Сентябрь 2008 (242)
    Август 2008 (100)
    Июль 2008 (197)
    Июнь 2008 (679)
    Май 2008 (316)
    Апрель 2008 (589)
    Март 2008 (803)
    Февраль 2008 (972)
    Январь 2008 (1077)
    Декабрь 2007 (381)
    Ноябрь 2007 (743)
    Октябрь 2007 (418)
     
         

        Опрос  
     
    Нравится ли Вам новый дизайн и движок сайта

    Да
    Нет
    Мне все равно
     
         

        Статистика  
      Сейчас на сайте:
    Пользователей: 0
    Отсутствуют.

    Роботов: 2
    AlexaYahoo

    Гостей: 7
    Всех: 9

    20ка посетивших:
    Пользователей: 20
    2g1h3d7v5 apd
    armenik2 DA100NAS
    erzhik_s geo-nis
    goldok Lelik
    maxi1965 nickkras
    pizdon prankpavel
    rin70rin sergeirog
    Sergej80 trainofdeath
    Unkl_ Vik valeha
    webiv yachuraxxx1982

     
         

        Реклама  
     

    QLE 120x240
     
         

        Реклама  
       
         

        Реклама  
       
         

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Портал HotINDEX: знакомства, товары, хостинг, создание сайта, Интернет-магазин, развлечения, анекдоты, юмор, эротика, погода, курсы валют и многое другое!